Образ выпускника колледжа
«Белгородский механико – технологический колледж» ведёт свою историю с 1976 года.
1 мая 1976 года подписан приказ о создании «Белгородского механико - технологический техникума». В 1991 году БМТК получил статус колледжа.
Колледж имеет установившиеся хорошие традиции в области образовательной и воспитательной деятельности. Из стен учебного заведения выпущено более семи тысяч специалистов. Выпускники колледжа работают во многих регионах страны, в различных областях лёгкой промышленности, сферы сервиса, на предприятиях торговли и общественного питания, а также на предприятиях производства строительных материалов.
В настоящее время ОГАПОУ «Белгородский механико - технологический колледж» - современное и динамично развивающееся образовательное учреждение.
В колледже реализуются программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена по следующим специальностям:
• Прикладная эстетика;
• Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования;
• Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании;
• Парикмахерское искусство;
• Сервис домашнего и коммунального хозяйства;
• Конструирование, моделирование и технология швейных изделий;
• Туризм.
А также реализуется программа среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих по специальности Парикмахер.
В колледже разработана модель выпускника. Она представляет собой структурно-концептуальную схему, отражающую идеальный образ (эталон) молодого специалиста, выпускника колледжа, учреждения среднего профессионального образования.
Модель выпускника позволяет выявить структуру личностных качеств, способностей, черт характера, особенностей развития интеллекта, восприятия, миропонимания и мировоззрения. А также определить цели и пути реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся через объем знаний, навыков, умений, необходимых в будущей жизнедеятельности. Формирование компетенций реализуется средствами содержания образования. В итоге у обучающихся развиваются способности и появляются возможности решать реальные жизненные проблемы: личные, социальные, профессиональные, предпринимательские.
В модели выпускника колледжа выделены следующие составляющие компетенции:
- компетенции личностного самосовершенствования;
- общие компетенции;
- профессиональные компетенции первого уровня (подготовка квалифицированных рабочих);
профессиональные компетенции второго уровня (подготовка специалистов среднего звена);
- дополнительные профессиональные компетенции;
- дополнительные предпринимательские компетенции.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовно-нравственного, интеллектуального саморазвития, развития необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Основные компетенции личностного самосовершенствования в модели выпускника колледжа:
- потребность в здоровом образе жизни;
- патриотизм и гражданская зрелость (любовь к России, служение Отечеству);
- готовность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
- социальная ответственность;
- социальная устойчивость;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям;
- целеустремленность, настойчивость в достижении результата.
Общие компетенции - компетенции, необходимые для успешной деятельности как профессиональной, так и внепрофессиональной сферах, обеспечивают общую направленность профессиональной деятельности и связаны с личностными качествами человека (обучающегося, выпускника). Основные общие компетенции в модели выпускника колледжа:
- обучаемость;
- способность к самоорганизации;
- способность к саморазвитию;
- умение анализировать свою работу;
- умение искать информацию в различных источниках;
- способность к инновациям;
- коммуникативность, умение работать в команде;
- умение нести ответственность за организацию мероприятий по технике безопасности, экологической безопасности, экономической безопасности. Профессиональные компетенции первого уровня образования необходимы для реализации профессиональной деятельности в рамках освоения рабочей профессии.
Профессиональные компетенции первого уровня образования направлены на успешную трудовую деятельность в профессиональной сфере.
Основные профессиональные компетенции первого уровня образования:
- умение определять цели работы;
- знание современных технологий и готовность применить их на практике;
- ручная умелость;
- сверхнормативная профессиональная активность;
- умение принимать решения;
- умение правильно выбирать методы работы;
- умение правильно выбирать рабочие инструменты;
- умение правильно распоряжаться имеющимися материалами и оборудованием;
- умение использовать новые технологии;
- умение определять требования к качеству и умение оценивать результат труда;
- креативность;
- профессиональная и технологическая дисциплина.
Профессиональные компетенции второго уровня образования необходимы для реализации профессиональной деятельности в рамках освоения специальности среднего профессионального образования. Профессиональные компетенции второго уровня образования направлены на успешную трудовую деятельность в области управления технологическими процессами в качестве мастера, менеджера, технолога и др.
Основные профессиональные компетенции второго уровня образования: -умение планировать и организовывать работу (перспективную, текущую, оперативную);
- знание нормативно-правовой базы;
- умение решать профессиональные проблемы, оценивать риски, принимать решения в нестандартных ситуациях;
- умение мотивировать и управлять людьми;
- наблюдательность и способность оценивать работу с технологической, экономической, экологической точек зрения;
- готовность к смене технологий в профессиональной деятельности;
- владение одной или более рабочими профессиями.
Дополнительные профессиональные компетенции формируются на основе выбора личной образовательной траектории и позволяют выбрать персональный путь, реализовать личностный потенциал. Дополнительно к рабочей профессии и специальности по подготовке специалистов среднего звена обучающийся приобретает компетенции, осваивая отдельные модули смежной профессии, что значительно расширяет диапазон профессиональных компетенций, профессионализм и востребованность выпускника на рынке труда.
Дополнительные предпринимательские компетенции - это дополнительные профессиональные компетенции, направленные на организацию предпринимательской деятельности через создание малого предприятия.
Основные предпринимательские компетенции:
- умение разрабатывать бизнес-план;
- умение прогнозировать сбыт продукции и услуг по анализу потребностей потребителей и спроса;
- осуществлять рекламную поддержку производителей продукции и услуг;
- умение оценивать риски предпринимательской деятельности и поводить мероприятия по их снижению.
Совокупность всех компетенций, отраженных в модели, составляют социально-профессиональную компетентность выпускника колледжа, владеющего знаниями, умениями опытом в гражданско-общественной деятельности.
Выпускник коллежа - специалист двух уровней, обладающий интегративными социально-профессиональными компетенциями, как в области технологических процессов, так и в области управления процессами, способный к самовоспитанию, саморазвитию на протяжении всей жизни.